Зарядное устройство из реле регулятора

Здравствуйте. Сегодня ради спортивного интереса попробовал одну схему зарядного устройства с применением реле регулятора от автомобиля. Схема действительно рабочая и имеет право жить, но есть одна недоработка в схеме о которой пойдет дальше речь
Вот схема зарядного устройства с реле регулятором
Схема зарядного устройства с реле регулятором

Схема довольна известна в интернете и часто ее повторяют, и в этом нет ничего удивительного. Что бы ее собрать не нужно не паяльника, не измерительных приборов, необходимы только парочка проводов с фишками, реле зарядки, реле обычное автомобильное 30А и диодный мост с трансформатором. В качестве источника питания использовать буду регулируемый блок питания переменного тока

Для сборки зарядного устройства

Еще до сборки раздумывал как же будет срабатывать ограничение, если нагрузка коммутируется реле, а не полупроводником. По хорошему когда напряжение на АКБ меньше нормы 14,4В, реле должно подавать питание на основное реле и коммутировать ток для зарядки. Когда напряжение подходит к пределу 14,4В, управляющий транзистор закрывается и реле должно отключиться. Но на этом не все, напряжение после отключения упало и соответственно реле регулятор снова включает силовое реле, опять бежит ток, опять напряжение поднялось до нормы и реле отключается. Так происходит стабилизация напряжения, но если посмотреть эти периоды включения-отключения, то этот процес проходит около 100 раз в секунду. Зная что у реле есть механический ресурс, делаю вывод что реле так долго не проживет. Это теория, надо же в практике попробовать.
Зарядное устройство с реле регулятором до переделки

Собрал все на коленке, а точнее на полу в кухне минут за 20 примерно. Подключил свой экспериментальный AGM аккумулятор, некоторое время заряжалось нормально, а потом этот треск. По началу испугался, звук как будто коротит что то, а оказалось отсекатель начал работать. Этот треск не прекращался и в итоге моя теория была верна, реле не сможет так долго жить. Даже если механические ресурс реле не успеет отработать, то контактная пара явно не выживет из-за постоянной дуги между контактами.


Наверное пора доработать, а именно добавить паралельно контактам реле балластный резистор. Этот резистор выполняет две функции:
— сохраняет контакты реле, так как пусковых токов таких больших уже не будет и дуга загораться не будет;
— снижает частоту включения реле, за счет того, что при размыкании основного реле, часть тока продолжает течь на АКБ и напряжение на нем не так быстро падает.
Установка баластного резистора в зарядное устройство

Установка резистора действительно помогла и теперь реле включается — отключается реже. Для индикации окончания заряда добавит светодиод и резистор паралельно резисторам с балласта
Проблема частично решена, но частота слишком высока. Тогда вот что придумал, на 67 ногу реле добавил конденсатор, что бы сгладить пульсации на силовом реле
Устранение пульсаций в зарядном устройстве

Установил в общем конденсатор на 470мкФ 25В и песня запела по новой, теперь реле щелкает 1-2 раза в секунду, что уже не плохой результат. По характеру отсечения, напоминает отсекатели в тиристорных зарядных устройствах, но не думаю, что такой характер отсечения дурно повлияет на аккумулятор
Замеры проводил китайским ваттметром, кстати очень удобная штука для замера емкости, потребляемой мощности, тока и напряжения. Стоит около 600 рублей, вот ссылка на ваттметр со скидкой.
Индикация зарядки аккумулятора

Вот видео, где четко видно доработку самодельного зарядного устройства из реле регулятора

А вот и сама схема зарядки после доработки.
Схема зарядного устройства с реле регулятором после доработки

На этом все, рекомендую схему всем у кого нет опыта в сборке электроники, а так же тем, кто уже собрал схему, но не доволен вечной заменой релюшек.
С ув. Эдуард

Если информация была хоть чем то полезна, можете поблагодарить монеткой

5 комментариев для “Зарядное устройство из реле регулятора

  1. алькор

    Собирал такую в середине 80-х. Этот РР расчитан на свинцовые акумы (13.7в макс). Если им заряжать современные кальциевые акумы, то будет недозаряд. (14.7-15в). В РР надо сопротивление подбирать…гдето в нете находил ее схему.

  2. папин

    НА*РЕНА РЕЛЕ ?? 67 клемма на акб 15 -ззажигания! и все! 15=вход 67 выход эммитора транзистора держит напругу не более 14.5 вольт на акб! при зарядке вольты на акб растут -реле уменьшает и ток и вольты!

  3. папин

    попробуйте ку-202 в цепь переменки после транса-67клемма откроет переменка закроет! тишина!

  4. Владимир

    перенесите контакты реле между точкой 15 и +аккумулятора и зашунтируйте их кнопкой с нормально открытыми контактами,никаких переделок не потребуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *