Все своими руками

Простое тиристорное зарядное

Простое тиристорное зарядное

Приветствую друзья. Хочу представить вашему вниманию зарядное устройство на тиристорах. Данная схема меня привлекла своей простотой, да еще и зарядное устройство самостоятельно отключается при достижении заряда 14,2В, что делает её более безопасной.
Напряжения 14,2В достаточно для полной зарядки свинцового аккумулятора будь то аккумулятор с автомобиля или с мотоцикла, хотя на практике зарядился и гелевый аккумулятор 17А.ч от мотоблока
Вот оригинальная схема зарядки на тиристорах
Схема зарядки на тиристоре
Схема достаточно хорошо известна в интернете, но как то удивляло, что никто ее не повторяет при ее простоте, но везде распихали. Заменил тиристор V1 на КУ221Г, стабилитрон на 3,3В. Сделал для нее печатную плату, распаял все, а схема не запустилась. Резисторы грелись, ничего не заряжалось.

Тогда было решено немного перебрать номиналы резисторов и немного упростить схему. В конечном итоге схема тиристорной зарядки приобрела другой вид. Хотя есть еще над чем поработать
Ну первым делом добавил диодный мост. Номиналы R1 R2 увеличил, вместо резистивного делителя с подстроечником поставил цепь D3R4. Стабилитрон у меня из 5,1В и 3,3В последовательно включенных, но на схеме указал 8,2В и на печатке место для одного стабилитрона.

Теперь на холостом ходу резисторы слегка теплые,  немного разогрет R4, думаю его можно до 100 Ом увеличить и будет нормально. Все на той же на небольшой плате и вот так выглядит в жизни, особенно радует раритетный КУ221. Диодный мост и тиристор КУ202И выведены за пределы платы и установлены на радиаторы. На конденсатор не смотрите, это остатки с предыдущей схемы, лень было выпаять
Перед тем как подключать аккумулятор покажу, что происходит на выходе зарядного на карманном осциллографе. Говорят что пульсирующий ток полезен для аккумуляторов
Выходное напряжение в импульсе 22В, хотя питается схема от 21В.
Далее подключил на зарядку гелевый аккумулятор от мотоблока 12В 17А.ч, ток подскочил до 4А и форма импульсов следующая
В конце зарядки сработала защита от перезаряда и импульсы стали едва ли заметные
Через несколько часов напряжение на аккумуляторе поднялось до 14,7В и в течении получаса спустилось до 14.34В
Зарядка заканчивалась,но ток еще в пол ампера был и по чуть чуть падал. На самодельном регуляторе переменного тока отчетливо видно как работает защита, стрелка мечется в пределах 0,2А туда-сюда, средние показания как раз как на фото 0,3А-0,4А.
В целом зарядка не плохая и вроде нормально справляется с задачей. Не хватает индикаторов и защиты от переполюсовки, но с успехом можно использовать обычное реле, как нибудь потом покажу как это сделать
Вот печатная плата тиристорной зарядки ссылка

Как изготовить печатную плату своими руками, можно посмотреть в статье Как изготовить печатную плату.

Рекомендую глянуть схему тиристорного зарядного с регулировкой тока, защитой от КЗ и отключением в конце зарядки

Если нравятся мои материалы, подписывайтесь на обновления в социальных сетях в Вконтакте или Одноклассниках и всегда будете в курсе последних обновлений
С ув. Эдуард

Exit mobile version