Приветствую друзья. Купил по дешевке еще один, а точнее уже четвертый асинхронный электродвигатель. Шильдика конечно нет, распред коробка сразу себя выдала, что это трехфазный электродвигатель звезда-треугольник. К сожалению эта вся информация, поэтому сегодня рассказываю как определить модель асинхронного электродвигателя. Можно сказать, что это целый комплекс мероприятий в поисках святого грааля.
Как определить серию асинхронного электродвигателя по фото
Первое что пришло в голову это поиск по фото среди Яндекс картинок. Захожу в поиск среди картинок Яндекс и в поисковой строке нажимаю иконку фотоаппарата.
Загружаю фото двигателя с разных сторон и поиск предлагает мне похожие варианты двигателей. Яндекс сказал, что похоже на асинхронный двигатель серии 4А и 4АМ.
Уже есть ушко иголки, которая в сене.Я узнал серию 4А
Как определить модель асинхронного электродвигателя по размерам из таблицы
Пишу в поиск Яндекса таблица размеров электродвигателей серия 4А и беру в руки рулетку. Длина 32см, высота 22см, диаметр вала 22мм, длина вала 50мм. Очень похоже, что это двигатель 4А80В.
Дело в том, что асинхронный двигатель в этом корпусе выпускался в четырех вариантах
И что бы понять какой мощности асинхронной двигатель, надо узнать его обороты. Узнав обороты асинхронного двигателя я узнаю его мощность, кпд и прочие параметры
Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание и замыкание на корпус
Прежде чем определять обороты двигателя, надо провести ему небольшую ревизию. Проверю обмотки двигателя, а то может он и не живой совсем.
Первая проверка это тест на КЗ. Двигатель соединен в треугольник, но это не имеет значения главное, что бы все обмотки имели одинаковое сопротивление. Так же очень важно, что бы не было КЗ на корпус электродвигателя
На фото тот же двигатель, просто фото делал позже, что бы дополнить статью.
Это тот самый минимальный тест, более точно скажет проверка индуктивности, но не буду уходить в дебри.
Обслуживание асинхронного электродвигателя перед эксплуатацией
Раз двигатель скорее жив чем мертв, то сразу обслужу его. Вал хоть и вращается легко, но и шумит прилично. Смажу подшипники и посмотрю состояние обмоток асинхронного двигателя. Перед разборкой обязательно сделать метки, что бы не вышло неловкой ситуации.
Обмотки в отличном состоянии, как будто двигатель только с конвейера.
Но вот подшипники сухие, как погода у нас летом. Я их хорошенько отмыл в бензине и забил новой смазкой. В качестве смазки солидол
Кстати передний подшипник удалось смазать без снятия шкива, так как шкив уже никто не снимет. Контрящий болт врос дальше некуда
Как подключить трехфазный асинхронный электродвигатель к сети 220В и расчет фазосдвигающего конденсатора
После сборки можно пускать двигатель, узнать обороты и узнать характеристики. Но сеть у меня только 220В однофазная и для работы трехфазного двигателя в однофазной сети, нужны фазосдвигающие конденсаторы.
На фото конденсатор пусковой и рабочий. Пусковой включен через автомат 2А, таким образом после запуска он сам отключиться, добавив немного автоматики.
В интернете много воды по поводу схем подключения асинхронного двигателя в сеть 220В, высокого КПД и прочего бреда. Я лиж отмечу самое важное:
1. В сеть 220В трехфазный двигатель 220В\380В включается только треугольником (никаких укороченных схем. Так-то не убеждаю, но если не верите, попробуйте двигатель под нагрузкой и на нагрев, и все вопросы отпадут).
Звездой на 220В можно подключить только двигатель 127/220В (они кстати еще есть в продаже, несмотря на то, что сетей таких давно нет)
2. Формула расчета для треугольника на 220В только одна C=4800*I/U, где I фазный ток, U-фазное напряжение. В данной ситуации фазное напряжение равно напряжению питания, то есть линейному 220В
3. Более точный подбор емкости конденсатора только при номинальной нагрузке двигателя и только с фазным током, не превышающий паспортные данные.
Но в данной ситуации как быть, если характеристик нет. От балды на ХХ подключу конденсатор такой емкости, что бы примерно на каждой фазе было одинаковое напряжение, пусть это не совсем правильно, но для проверки двигателя без последствий очень даже работает.
В моем случае я применил конденсатор 40мкФ 450В для рабочего и 250мкФ 250В(просто такой был) для пуска. Показания у меня почти сошлись разница напряжения 5% на ХХ, так что токи не зашкалят, двигатель работает почти не греясь. Теперь узнаю обороты и продолжу про расчет и подключение.
Как узнать частоту вращения вала с помощью мобильного приложения
Узнать частоту вращения вала очень просто. На телефончик качаем любое приложения для измерения оборотов с помощью стробоскопа. Клею на шкив в торец маленький кусочек белой изоленты и пускаю программку. Включаться стробоскоп на фонарике, в приложении выбираю обороты 1500 Об.мин. и смотрю на вал, белая точка вращается. Мало, значит ставлю 3000Об. мин и точка у меня остановилась, значит это 3000-ник. Значит вернемся к таблице и мой асинхронный двигатель 4А80В2
Теперь я знаю все необходимые данные и могу рассчитать емкость для подключения двигателя в сеть 220В. По формуле считаю рабочую емкость С=4800*6.5А/220В= 140мкФ. Значит для полной нагрузки этот двигатель требует 140мкФ для рабочего конденсатора и для пуска от 300мкФ до 450мкФ.
В целом эти показания это начальная точка отсчета и емкость подбирается под номинальной нагрузкой по показаниям тока нa фазах. Ток должен быть равный и ни в коем случае не должен превышать паспортный данных, в данном случае это 6.5А. В принципе нечего больше объяснять
Как повысить КПД электродвигателя, если слабая сеть
Для справочки, есть вариант немного повысить Кпд всей схемы. Если на вход параллельно питанию подключить конденсатор определенной емкости, есть вариант немного подтянуть косинус двигателя к 1 подавляя реактивную составляющую нагрузки. Про это есть много материала в интернете, поэтому я только поверхностно зацепил.
На этом все. Всем удачи
С ув. Эдуард
Если информация была хоть чем то полезна, можете поблагодарить монеткой